В
преддверии Второй Мировой войны, советские конструкторы и инженеры
стали чаще обращаться к попыткам воплощения в жизнь не только самых
амбициозных, но и откровенно фантастических проектов ("Подводный самолет Сталина" к примеру).
Одним
из таких и стал проект "Пигмей", оказавшийся слишком большой авантюрой,
чтобы получить билет в жизнь. Это чудо техники было создано в
ленинградском КБ Остехбюро под руководством Владимира Бекауриа. Его
малая подводная лодка "Пигмей", управлялась с самолета МБР-2, её назвали
аэроподводной, в дальнейшем от самолета в комплексе отказались, а
приставка осталась. К 1935 году группа разработчиков во главе с
инженером Щукиным, составила проект.
Лодка "АПСС" бала построена
заводом "Судомех" в 1935 году и при водоизмещении 8 тонн, управлялась
одним человеком и вооружалась одним 450-мм торпедным аппаратом. В другом
варианте с телемеханическим управлением, носовая часть этой лодки
служила для размещения 500-кг заряда взрывчатки. Управляемая с самолета
или надводного корабля, лодка "АПСС" должна была таранить линкоры
противника, уничтожая их из-под воды. Командование запросило у завода
первую серию из 10 таких подводных лодок.
В 1936 году были начаты
подводные испытания "Пигмея" в Балаклаве. В подлодке было столько
недоработок, что даже лично сам командир подлодки просил командование
проект закрыть. По другим данным (почитать),
испытания завершились успешно. Так или иначе, проект был закрыт в 1937
году, почти все инженеры, работавшие в Остехбюро - были репрессированы.
Погиб и руководитель Остехбюро Бекаури.