Фактически
танк КВ-1 придумали и начертили курсанты преддипломники, но обо всём по
порядку. История этого танка началась в июне 1937 года, когда с
гражданской войны в Испании вернулся комбриг Дмитрий Павлов, которого
минуя звание комдива, сразу назначили комкором и начальником
автобронетанкового управления РККА. Он принес две новости - хорошую и
плохую. Первая - советские танки лучше немецких, вторая - немецкие 37-мм
противотанковые пушки пробивают не 29-мм брони, как предполагалось
ранее, а все 48.
Танков с броней толще 30-мм на тот
момент в СССР не было, за исключением лобовой 50-мм брони Т-35. Дмитрий
Павлов инициировал создание нового тяжелого толстобронного танка, так
появился СМК Кировского завода и Т-100 завода опытного машиностроения,
оба ленинградские и оба имели по две башни. Зачем? В то время считалось,
что малокалиберная длинноствольная пушка должна бороться с танками
противника, а пушка среднего калибра уничтожать укрепления и пехоту. Но в
октябре 1938, в СКБ-2 Ленинградского Кировского завода, под
руководством Афанасия Семеновича Ермолаева, где проектировался СМК,
прибыли на преддипломную практику пятикурсники и пятикурсницы Военной
академии механизации и моторизации РККА им. Сталина.
Одна из курсанток
взглянув на проект, задала вопрос - почему бы не разместить оба орудия в
одной башне? Инженеры ответили на этот вопрос дружным хохотом и
предложили курсантам ради хохмы разработать собственный проект
однобашенного танка СМК.
Один из инженеров, Николай Духов, увидел в
курсантских наработках что то интересное и поставив их за кульманы,
заставив курсантов вычерчивать проект подетально. Когда чертежи уже были
готовы, Духов обратился к супруге главного конструктора СКБ-2 Жозефа
Яковлевича Котина, Анастасии Поклоновой и с её помощью умел убедить шефа
осуществить этот проект в металле. В результате, в апреле 1939 года, в
цехах Кировского завода началась постройка сразу двух опытных образцов,
УО (будущий КВ-1) и СМК.