В
Красной армии камуфляжем техники занялись в 1920 году, когда были
созданы первые танковые отряды. По всей видимости работами руководил
известный художник Александр Родченко. Советские танки раскрашенные по
его проекту, имели двухцветный камуфляж из ясно-зеленых пятен по
темно-зеленому фону. Однако большая часть машин РККА продолжала
окрашиваться защитной зеленой краской различных оттенков. Приоритет
отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным
знакам (подробнее).
Но всё же в августе 1939 года были проведены испытания различных
камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. Однако перекрасить в
новые камуфляжи удалось только часть машин в приграничных западных
округах, основная же масса техники красилась в защитную зеленую краску
4БО.
Ну а что же немцы? У них до 1937 года в камуфляже использовалась
палитра из трех цветов (темно-желтый "гельб", RAL8017 и RAL6003), но с
1939 все танки стали красить в темно-серый RAL7021. Для блицкрига такая
расцветка вполне подходила - в наступлении качество да и само наличие
маскирующего рисунка не столь важны. Кроме того, технику в сером
камуфляже можно хорошо спрятать в тени деревьев или домов от
наблюдателей и авиации.
Начало Второй мировой войны проходило на
территории Европы с большим количество городов, дорог и других
искусственных укрытий, поэтому серая "городская" расцветка была очень
кстати. В феврале 1943 немцы отказались от серой краски и стали наносить
полноценный камуфляж, ибо блицкриг уже точно провалился, а больше всего
танков скопилось в степях на юге и юго-западе СССР.