Этот
большой немецкий разведчик "Дорнье" Do251B-3 (№0068) из группы Ровеля,
был сбит Кругловым в районе Малоярославца 7 августа 1941 и совершил
вынужденную посадку. Сохранились даже воспоминания радиста унтер-офицера
Штирнвайса, при этом и советские и немецкие сведения совпадают до
мелочей.
"Дорнье" должен был сфотографировать аэродром
под Тулой. По дороге на Тулу и на обратном пути за самолетом, тянулся
инверсионный след, что выдавало машину. Стрелок Крамер не сидел в нижней
ванне, потому что его глаза болели из-за сквозняка в месте крепления
пулемета. Внезапной атакой истребитель Круглова поразил водяные
радиаторы обоих моторов немецкого самолета - левый загорелся, правый
задымил.
А дальше была вынужденная посадка и встреча с
местными жителями: "Лопасти моторов пропахали землю, поскольку нижний
люк был открыт, кабина наполнилась землей. Земля погасила пожар
двигателя. Я вытащил один из пулеметов из бокового окна, а затем
выбрался сам. К самолету подошли гражданские, один из них был с вилами.
Увидев пулемет мужчина опустил вилы и больше не приближался. Мы все были
одеты в комбинезоны с электроподогревом, которые скинули, собираясь
бежать от самолета, но тут появились солдаты с криками "Стой!". Они
окружили нас со всех сторон, оставалось только сдаться".
Михаил Тимин рассказывает про неизвестного героя ВВС
Красной Армии. Кто сбил первый немецкий самолет в небе над Тулой летом
1941 года? Каковы обстоятельства воздушного боя? Кто был противником
советского летчика? Как проходили и чем закончились поиски отличившегося
пилота?
Речь пойдет в основном про Николая Яковлевича
Круглова. С ноября 1941 помощник командира 441- ИАП, погиб тогда же. Был
похоронен на кладбище в городе Тула. К сожалению никаких обстоятельства
гибели героя на данный момент установить не удалось. В Тульском
краеведческом музее прекрасно знают про 171 ИАП, а про другие воевавшие в
небе Тулы полки не знаю ничего.