Военная хроника
Ударная Сила - Автобронетехника (Россия, 12 серий) 2002-2009 год
[Главная][Российская армия. Ударная сила. Крылья России. Разведка]Ударная Сила - Автобронетехника (Россия, 12 серий) 2002-2009 год
  Рейтинг материала: 4.0   Голосов: 19

Режиссер: Василий Соколов, Игорь Чернов, Павел Макаренков и др.
В ролях: Александр Ильин

«Ударная сила» — цикл документальных фильмов производства телекомпании «Останкино». Автор, продюсер и ведущий программы Александр Ильин.
Каждый фильм цикла рассказывает о различных образцах отечественного оружия и военной техники. «Ударная сила» представляет как широкоизвестные, так и экспериментальные экземпляры вооружений. Всего 161 серия.

Значительная часть каждой серии отведена выдающимся российским конструкторам, изобретения которых заслужили признание оружейников всего мира. Никогда ранее они не имели возможности рассказать о своих творческих победах и нелегком пути к ним, так как их имена были известны лишь узкому кругу военных специалистов.
Передача приоткрывает завесу секретности над сферой производства вооружений в СССР и России. Кадры кинохроники, воспоминания конструкторов, мнения экспертов и людей причастных к эксплуатации вооружения позволяют проследить весь цикл разработки, производства и модернизации оружия.

В цикле документальных фильмов Автобронетехника рассказывается про развитие отечественного танкостроения, современные и необычные разработки бронетехники.
Замечательный документальны цикл о бронетехнике в 12 сериях - рекомендую!

Все серии цикла "Ударная сила" - поиск по тегу.

Список серий:

 1. Последняя преграда
 2. Легкая броня
 3. Супертанк Т-90
 4. Укус кобры
 5. Броня для скорпиона
 6. Вертикальный предел
 7. Росток цвета хаки
 8. Бронированный кулак
 9. Лунный танк
 10. Щит и меч пехоты
 11. Воздушный Кентавр
 12. Стальной десант


1. Последняя преграда 30.10.2003 Конструктор НИИ «Стали» Д. А. Рототаев рассказывает о комплексе динамической защиты танков «Контакт»

Арабо-израильская война 1982 года. Военное руководство СССР не могло поверить сообщению о применении израильскими танками специальных снарядов пробивающих на дальних дистанциях лобовую броню Т-72 - одного из самых современных на тот период танков в мире. Еще тревожней звучало донесение об использовании нового вида броневой защиты, делающей устаревшие израильские танки малоуязвимыми.

Сирийцами удалось захватить израильский М-48 американского производства, с установленной на него динамической бронёй и новыми подкалиберными снарядами М 111. Трофей срочно доставили в Союз для испытаний, результаты которых повергли военных в шок. М 111 уверенно пробивал любую бронею Т-72 на дальности в 200 м, а динамическая броня обеспечивала надёжную защиту от советских кумулятивных и бронебойных снарядов. Существование крупнейшей в мире советской танковой группировки было поставлено под сомнение. Всерьёз заговорили о кризисе танка как вида вооружений.

О чём думал присутствующий на испытаниях Дмитрий Александрович Рототаев, один из ведущих специалистов «НИИ СТАЛИ», глядя на раскуроченную броню Т-72, в которую его коллеги вложили столько сил и знаний. Может о том, что ещё много лет назад возглавляемая им лаборатория «Института СТАЛИ» предлагала свой комплекс динамической защиты (ДЗ), или о том, как недоверие и косность некоторых военных чиновников свели на нет успехи в этом направлении.

Разглядывая броню израильского танка, Дмитрий Александрович узнавал воплощенные в жизнь свои идеи почти 10-летней давности. Принцип динамической защиты на М-48 повторял одну из самых первых конструкций, разработанных под его началом. Парадоксально, но именно противник доказал правоту Рототаева!

Теперь талантливому военному инженеру и ученому предстояла нелегкая задача – в кратчайшие сроки оснастить наши танки новой защитой. Всего через полгода первый комплекс ДЗ был отправлен в войска. Теперь взрыв пластиковой взрывчатки, надежно защищает танк от подкалиберных снарядов и кумулятивных боеприпасов, а непосредственно броне отводится роль последней преграды, отделяющей в бою жизнь от смерти, победу от поражения.

В фильме участвуют Генерального директора НИИ «СТАЛИ» Григоряна В.А., начальника отдела динамической защиты НИИ «СТАЛИ» Дорохова Н.С. и сам талантливый ученый, бывший начальник отдела динамической защиты НИИ «СТАЛИ» Дмитрий Александрович Рототаев.




2. Легкая броня 04.02.2004 Б. Д. Чухин и А. Глаголева из НИИ Стали рассказывают о разработке средств персональной защиты и легких броневых материалов

Спор между оружием и защитой длится на протяжении всей истории войн. Как только появились стрела и меч, так в противовес им щит и латы. Огнестрельное оружие на пять веков нарушило баланс в пользу средств поражения. В начале 60-х годов прошлого столетия два инженера института «Стали», Борис Чухин и Алла Глаголева бросили вызов могуществу оружия.

В начале 60-х оборонный комитет ЦК КПСС выпустил секретный документ, получивший название «программы 100», по количеству материалов, разработка которых объявлялась государственным приоритетом. Под номером 12 стояла задача по созданию легкой брони для войск быстрого реагирования. Однако большинство специалистов считало это невозможным. Тогда тему решили поручить молодым сотрудникам НИИ «Стали», полагая, что в случае неудачи тем ничто не грозит. Каково же было удивление, когда всего через два года группа представила броневые материалы, со столь уникальными свойствами, что просто никто не поверил.

Легкая броня Бориса Чухина сделала возможным создание боевой машины десанта. БМД-1 могла успешно бороться не только с пехотой и легко бронированной техникой, но и современными танками, а главное, могла десантироваться парашютным способом.

Легкие броневые материалы нашли применение в области средств индивидуальной защиты. Еще 1968 году бронежилеты могли поступить на вооружение советской армии, но только серьезные потери в Афганистане, заставили военное руководство обратить внимание на новое средство защиты.

Путь созданной ими брони легким не назовешь. Но Борису Чухину и Алле Глаголевой удалось сделать первый, самый важный шаг, чтобы восстановить баланс между средствами поражения и защитой.




3. Супертанк Т-90 20.02.2004 Конструктор В. Б. Домнин из «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения» и генерал-полковник С. А. Маев рассказывают об истории создания танка Т-90 «Владимир»

Танк Т-90С сегодня считается лучшим серийным танком в мире, благодаря комплексу самых современных технологических систем поражения и защиты, которых нет ни у одного зарубежного образца бронетехники. Из множества новаций, внедренных на Т-90 - самая мощная в мире танковая пушка, одновременно являющаяся пусковой установкой для наводимых по лазерному лучу ракет. Защиту танку обеспечивает система «Штора», сбивающая с курса противотанковые самонаводящиеся и управляемые ракеты и делающая Т-90 невидимым для современных систем наведения. По мнению зарубежных экспертов Т-90 останется лидером мирового танкостроения текущего десятилетия.

Индия, имеющая развитый ВПК и строящая танки собственных моделей, тем не менее, решила сделать Т-90 основой своих бронетанковых сил. Заключение контракта и его выполнение происходило на фоне драматической ситуации и острого кризиса оборонной промышленности России.

Т-90 подвергся суровыми испытаниями в условиях тропиков. Но танк с честью выдержал проверку. Индия закупила большую партию этих танков и наладила у себя лицензионное производство. «Вторым после атомной бомбы фактором сдерживания» назвали индийцы танк Т-90С.

Создан Т-90 Уральским Конструкторским Бюро Тяжелого Машиностроения, при Уралвагонзаводе, одном из крупнейших в мире танковых заводов, в городе Нижнем Тагил, в войну получившим название «Танкоград». Создание танка Т-90, запуск в серийное производство, модернизация по заказу индийцев в модель Т-90С явилось настоящим прорывом нашей танковой промышленности в тяжелейших условиях кризиса.

К сожалению, главный конструктор танка Владимир Иванович Поткин ушел из жизни в 1999 году. Не часто военная техника получает имя своего создателя, но в данном случае достоинства танка оказались столь неоспоримы, а вклад конструктора в свое детище столь весом, что решением правительства танку Т-90 присвоено имя «Владимир».

В фильме принимают участие генеральный директор Уралвагонзавода и генеральный Конструктор Уральского Конструкторского Бюро Тяжелого Машиностроения Владимир Домнин, начальник Автобронетанкового Управления Генерального Штаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Маев, командир гвардейского танкового полка полковник Владимир Сухоставец.




4. Укус кобры 16.09.2004 Конструкторы КБ «Спецтрансмаш» Н. С. Попов и А. С. Ефремов рассказывают об истории создания танка Т-80

Уникальный Танк Т-80 является гордостью отечественного танкостроения.

Его превосходные технические качества основаны на трёх «китах» танковой инженерии: огневой мощи, маневренности и защищенности.

Самый быстроходный тяжелый танк 20-21 столетий, (газо-турбинный двигатель в 1250 лошадиных сил), 55-тонный Т-80 маневрен, заводится при температуре -40 градусов. Защиту танку обеспечивает 3-х см броня, и орудие калибра 130 мм. По мнению зарубежных военных экспертов, "танк Ла Манша", как называли его советские конструкторы, остается лучшей скоростной боевой машиной в мире.

Идеологом и одним из создателей уникального танка с авиадвигателем был Генеральный конструктор завода "Спецмаш", главный герой нашего фильма академик Николай Попов.




5. Броня для скорпиона 18.11.2004 Обзорный фильм о применении автомобилей повышенной проходимости в военных целях (ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469, «Ягуар», «Гусар», «Скорпион»)

Массовый призыв машин в армию начался еще до начала первой мировой войны. Он позволил наладить оперативную переброску войск, вооружения и амуниции.

Советский Союз, отставая в развитии перспективных автомобилей, тем не менее, стал родиной целого класса машин военного назначения – легких колесных вездеходов. Еще за два года до появления знаменитых американских «джипов», в 1938 году в СССР был разработан первый в мире полноприводный легковой автомобиль.

Фильм рассказывает о наиболее ярких фрагментах истории развития отечественных армейских внедорожников.




6. Вертикальный предел 10.02.2005 Фильм об истории создания звеньевого вездехода ДТ-10 «Витязь»

В 1837 году штабс-капитан Загряжский получил патент на «экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей» для движения по бездорожью. Колеса катились по поверхности, которую подкладывали под себя сами. Однако чтобы по достоинству оценить такую конструкцию потребовалась более 100 лет.

В феврале 1971 года на стол директора ЦРУ лег фотоснимок заснеженной тундры, где отчетливо виднелась тонкая серая линия. При увеличении, она превращалась в колею тяжелой машины неизвестной конструкции, которая прошла в абсолютно непреодолимых, по мнению американских специалистов, местах. Это были испытания нового советского супервездехода «Витязь». Этот вездеход умеет плавать, преодолевать вертикальные препятствия высотой до полутора метров, широкие сплошные рвы. Однако история его создания показывает, что есть препятствия, которые не в силах преодолеть даже такая машина-богатырь. Это – отсутствие финансирования подобных проектов.




7. Росток цвета хаки 02.06.2005 Генерал-полковник С.А. Маев и конструктор А.Г. Лазарев рассказывают о роли бронетранспортёров в военных конфликтах (БТР-40, БТР-152, БТР-60, БТР-70, БТР-80, БТР-90 «Росток»)

Сто лет назад началась история отечественных бронеавтомобилей. В 1905 году прошел испытания броневик князя Михаила Накашидзе. Осматривая новинку, последний русский император Николай II сказал: «без сомнения, у этого оружия большое будущее, движущиеся крепости в случае боевых действий могут сыграть важную роль…»

Эти слова оказались пророческими. Развиваясь и совершенствуясь, бронеавтомобили превратились в грозные боевые машины, способные сегодня решать множество боевых задач. Вершиной отечественного военного автомобилестроения стал разработанный в начале 90-х прошлого века - БТР-90. Он может стрелять ночью и в тумане, двигаться с огромной скоростью по полному бездорожью, разворачиваться на месте. Мощное вооружение, в том числе управляемое, позволяет поражать цели на большом расстоянии. Конструкторам удалось резко повысить защитные свойства бронетранспортера. Машина первая в своем классе получила боевую информационно-управляющую систему – компьютер управляет всеми жизненно важными комплексами БТРа.

Фильм цикла «Ударная сила» расскажет об истории отечественных броневиков и бронетранспортеров: о тех, кто создавал и воевал на этих машинах.




8. Бронированный кулак 07.12.2005 Фильм об истории, развитии и перспективах отечественного танкостроения и танковых войск.

История отечественного танка уникальна. В ней есть удивительные и почти невероятные повороты. Во многом пути развития танкостроения определяли лично высшие руководители государства. Так, по приказу Сталина, в годы войны был создан летающий танк. В фильме впервые будет рассказано об уникальных испытаниях этой машины. В 60-х Хрущев неоднократно выступал с самыми фантастическими заданиями для советских танкостроителей. Например, однажды он потребовал создать подземный танк. По личному приказу Никиты Сергеевича был создан прототип бронированной машины на воздушной подушке и единственный в мире серийный ракетный танк ИТ-1.

Пожалуй, самой большой тайной стало участие танкостроителей в космических программах. Именно в танковом институте создавался советский «Луноход».

А в 1983 году, когда в КГБ получили информацию о возможном ракетно-ядерном ударе по Советскому Союзу по приказу министра обороны Дмитрия Устинова, на базе танка Т-80 была срочно разработана сверхсекретная высокозащищенная машина для высшего руководства страны, получившая название «танк Политбюро».

Большой фрагмент фильма посвящен самому современному на сегодня российскому танку Т-90, которым Россия открыла третью эпоху послевоенного отечественного танкостроения. В сором будущем уже на подходе ”Черный орел” и принципиально новая машина БМПТ. Активно идет совместная разработка белорусского танка-невидимки ”Сталкер”.


История российского танкостроения началась 85 лет в 1920 году, когда первый отечественный танк "Русский Рено" выехал во двор завода "Красное Сормово".
С тех пор на вооружение были приняты всего около 40 танков, но на каждый из них приходились десятки экспериментальных боевых машин: плавающий танк и летающий танк, колесно-гусеничный и четырехгусеничный опытных.

Большой фрагмент фильма посвящен самому современному на сегодня российскому танку Т-90, которым Россия открыла третью эпоху послевоенного отечественного танкостроения. Однако уже на подходе "Черный орел", принципиально новая машина БМПТ, активно идет совместная разработка белорусского танка- невидимки "Сталкер".

В фильме впервые будет рассказано о разработках танка будущего которые ведутся в российских КБ и институтах. Эксперименты в области танкостроения продолжаются, а значит захватывающая история российского танка продолжается.





9. Лунный танк 11.01.2006 Фильм об истории создания "Луноходов-1 и 2" и о советской лунной программе

17 ноября 1970 года в 7 часов 20 минут по московскому времени в районе Моря Дождей на Луне советский космический аппарат, управляемый с Земли, преодолел первые несколько метров. Уже на следующий день мир узнал новое слово, ставшее интернациональным, «луноход». С этого момента началась новая эпоха исследований спутника Земли.

Сегодня мало кто знает, что сугубо гражданский «объект» разрабатывался военными учреждениями: НПО имени Лавочкина, прославившимся не только знаменитыми самолетами, но и первыми системами управления авиационных и зенитных ракет, а также ВНИИ-100 (ныне ВНИИТРАНСМАШ) – главной научной базой бронетанковых войск.

Именно в Трансмаше создавались опытные ракетные танки и управляемые снаряды для орудий, газотурбинные силовые установки и другие необычные движители. Поэтому, не случайно, по поручению секретаря ЦК по оборонной промышленности Дмитрия Устинова Институт начал проработку проекта «лунного танка».

Любопытен тот факт, что изначально советские ученые были убеждены в том, что поверхность Луны не является твердой, и собирались построить «Луноплав». Собственно луноход появился благодаря С.П.Королеву, принявшему единственно правильное решение - посчитать поверхность спутника земли твердой.

Экипаж первого «Лунохода», как и экипажи трёх последующих машин, состоял из танкистов. А поскольку военные управляли аппаратами с Земли, их стали называть «сидячими космонавтами».

При создании лунохода было использовано множество выдающихся конструкторских решений. Эти необыкновенные машины, управляемые с Земли, принесли огромную пользу науке. В будущем новые поколения планетоходов будут использоваться при строительстве лунных станций, которые станут стартовыми площадками для исследований Венеры и Марса.




10. Щит и меч пехоты 07.06.2006 Конструктор СКБ "Курганмашзавод" Александр Благонравов рассказывает о создании, развитии, применении и перспективах боевых машин пехоты.

В течение 20 лет американская и английская разведка охотились за образцом российской боевой машины пехоты - БМП-3. Когда им удалось получить несколько экземпляров, специалисты пришли в изумление. Ничего подобного армии стран НАТО не имели. Уникальный всепогодный и всесуточный комплекс вооружения БМП-3, включающий 100 мм лазерно-управляемые снаряды, мощную 30 мм автоматическую пушку и 3 пулемета, позволяет поражать все виды целей на поле боя от танков и вертолетов до пехоты и ДОТов. БМП-3 первая в мире легкая бронированная машина с гидрообъемной трансмиссией. Благодаря этому она движется бездорожью со скоростью около 70 км/ч. Алюминиевая броня БМП-3 выдерживает попадание штатного оружия любой боевой машины пехоты НАТО. В последнее время на нее стали устанавливать реактивную броню, которую не берут кумулятивные снаряды и систему "Арена" уничтожающую подлетающие снаряды Российская БМП-3, созданная в середине 80-х прошлого века, соответствует параметрам перспективных машин, которые появятся не раньше 2007 года, а в чем-то даже превосходит их.




11. Воздушный Кентавр 02.08.2006 Фильм повествует о создании и развитии отечественных боевых машин десантных.

С принятием на вооружение Воздушно-десантных войск основной боевой машины БМД-1 и на ее базе бронетранспортера десантного БТР-Д появилась идея десантирования личного состава внутри боевой машины.
Свое начало суперпроект берет на рубеже шестидесятых-семидесятых. Тогда у командующего Воздушно-десантными войсками генерала армии В. Ф. Маргелова вызревает смелая, и на первый взгляд, нереализуемая мысль, десантировать людей прямо в технике, а не раздельно, как делалось до этого, В боевых машинах десанта (БМД) воины прыгали бы на землю и сразу же шли в атаку.
Революционная мысль! Тем самым достигался существенный выигрыш во времени, повышалась мобильность десантных подразделений. Опыт сброса БМД на многокупольных парашютных системах и специальных платформах к концу 1972-го был накоплен достаточно большой. Новые эффективные машины десантники с успехом применяли на крупных тактических учениях, они принимали их с неба, "расконсервировали" и вступали на них в "бой".




12. Стальной десант 13.05.2008 БМП и история легких танков. БМД и др. машины десанта.

В истории войн 20 века легким танкам принадлежит одна из ведущих ролей. В России они появились еще до революции. Благодаря своей удивительной мобильности легкие танки долгое время служат стальными разведчиками, обеспечивая успешное наступление пехоты. Получив в 40-е годы свойства амфибий, эти машины стали незаменимы при форсировании крупных водных преград. В эпоху "холодной войны" именно плавающие танки в сочетании с новым классом легких бронированных машин – БТР, составили "стальной кулак", нацеленный на европейские плацдармы НАТО. Прямыми наследниками легких танков стали оснащенные мощным современным оружием БМП, способные защитить мотострелков даже в условиях применения ядерного оружия.

В фильме приняли участие: Николай Журавлев (первый зам. начальника ГАБТУ (90-е годы), Борис Озеров (начальник отдела Музея бронетанковых вооружений и техники),Владимир Никонов (Главный конструктор Курганмашзавода).





Категория: Российская армия. Ударная сила. Крылья России. Разведка | Добавлено:Воскресенье 22.04.2012 22:53 | Просмотров: 33470
Теги: разработки, Бронетехника, Ударная сила, Танки, Технологии, многосерийный, Техника, конструкторы, оружие

avatar