Военная хроника
Куда таинственно исчезли гигантские советские линкоры проекта 23 «Советский Союз» в начале войны? Эксперт о катастрофе судостроителей в 1941-45 (2020)
[Главная][Великая отечественная война]Куда таинственно исчезли гигантские советские линкоры проекта 23 «Советский Союз» в начале войны? Эксперт о катастрофе судостроителей в 1941-45 (2020)
  Рейтинг материала: 4.2   Голосов: 11

Всего их было 4. В октябре 1940 была остановлена постройка двух советских линкоров проекта 23 «Советский Союз» и последние два заморозили 10 июля 1941-го. С началом войны все недоделанные корабли планировалось перегнать на Волгу для завершения и ввода в строй, с линкорами такой фокус бы не прошел. Что с ними стало? Печальное.
Надо знать, что нарком судостроительной промышленности СССР, с мая 1940 и до конца войны был Иван Исидорович Носенко, а во время Великой Отечественной войны он одновременно и был первым заместителем наркома танковой промышленности СССР, соответственно спуская весь распиленный металл с недостроенных кораблей ВМФ на танки.
Ни один и кораблей ВМС СССР 1-го и 2-го ранга, а это крейсера, эсминцы и подводные лодки - ни один из кораблей достроенных в ходе Великой Отечественной войны, не имел на 22 июня 1941 года меньше 75% готовности по корпусу. Все остальные медленно доделывались, либо были сданы на слом - суммарно 300 тысяч тонн стали, причем наркомат судостроительной пром. недополучил более 60% запрашиваемого металла для строительства кораблей, получив какие то жалки 25 тысяч тонн в 1942 году, а в 1943 еще меньше.

Были и другие проблемы. Все заводы наркомата судостроительной промышленности, которые в годы войны продолжали строить боевые корабли, так или иначе были загружены выполнением других оборонных заказов. В частности крупнейший 340-й завод в Зеленодольске, помимо выпуска речных бронекатеров, больших охотников, буксиров и тралбарж, выпускал: 76-мм артиллерийские снаряды, корпуса авиабомб, зенитные пулеметы, установки зенитных пулеметов, саперные лопаты, комплекты для аэросаней. В конце войны доля заказов судостроительного наркомата составляла только 20%...
Цифры. В наркомате судостроения были заняты в 1940 году 100 тысяч человек, наркомат авиапромышленности - 370 тысяч в том же 1940. Через пять лет в авиации работали уже 736 тысяч - рост в два раза, в судостроении 42 тысяч - падение более чем в два раза. Разрыв по людям в 17 раз! В том числе по этой причине все достраиваемые корабли  были сданы почти на год позже запланированного срока. В 1941 году были сданы 14 эсминцев, 23 подлодки, 3 корабля 3-го ранга и 97 боевых катеров, а потом был вопрос - что делать дальше? А дальше всё плохо.
Наркомат судостроительной промышленности был последним в очереди получения ресурсов и за всю войну никто, ни одного раза, не получил по шапке за срыв заказов. Наркомат настолько деградировал по специалистам судостроителям, чтобы даже были опасения, что придется полностью восстанавливать отрасль после войны, с нуля.

Историк Мирослав Морозов о работе наркомата судостроительной промышленности в 1941-1945 годах. Какие задачи были поставлены наркомату после начала Великой Отечественной войны? Как была проведена эвакуация? Какие задачи были выполнены, а что осталось не реализовано? Какое влияние оказал Лендлиз?






Категория: Великая отечественная война | Добавлено:Понедельник 25.01.2021 05:07 | Просмотров: 13060
Теги: эвакуация, Великая Отечественная Война, Мирослав Морозов, TacticMedia, война на море, начало войны, 1941, ссср, тыл, Промышленность, Флот

avatar