Летчики-ветераны Великой Отечественной войны называют этот фильм самым реалистичным - ни до, ни после, не было снято более правдоподобных фильмов о военных летчиках. И это не удивительно, режиссер фильма Семён Аранович окончил Высшее военно-морское авиационное училище и штурманом служил в военно-морской авиации Северного флота. После авиакатастрофы он стал режиссером. 1944 год. Заполярный аэродром полка морской авиации Северного флота. Для опытных морских летчиков - подполковников, капитанов, старлеев, это и тыл и линия фронта. Они торпедоносцы. Бомбардировщик Ил-4 должен атаковать вражеское судно на низкой высоте, и не меняя курса находясь под шквальным огнем вражеских зениток скинуть торпеду. Если самолет получит серьезные повреждения или тем более будет сбит, то шансов на выживание у экипажа нет, - в ледяной воде человек умирает через 5 минут. Семейные драмы, переживания, бытовые неудобства... через час эти люди заходят на цель и идут в атаку. С очередного вылета не возвращается два экипажа.
Год: 1983 Страна: СССР Режиссер: Семён Аранович Жанры Фильма: драма, военный В ролях снимались: Родион Нахапетов Алексей Жарков Андрей Болтнев Станислав Садальский Татьяна Кравченко Вера Глаголева Надежда Лукашевич Александр Филиппенко Всеволод Шиловский Юрий Кузнецов
Занимательные факты о фильме:
На 41 минуте фильма вы можете увидеть уникальные кадры. В фильме был снят настоящий истребитель Messerschmitt Bf-109 F-4/Trop («trop» — «тропический») W.Nr. 10132 "CD+LZ" немецкого аса Хорста Карганико (60 воздушных побед). На этом самолете Хорст 12 августа 1942 г. эскортировал разведчик, но был подбит в бою и совершил вынужденную посадку в районе Мурманска. На следующий день Хорст был спасен на Fi-156 "Storch". Самолёт Хорста был случайно найден в 1980 году в Мотовском заливе. И тогда же с помощью вертолета Ми-6 вывезен в музей авиации Северного Флота в Сафоново, где был минимально отреставрирован для экспозиции. В 1983 году принимал участие в съемках фильма "Торпедоносцы". Но в 1994 году этот уникальный самолет продали английской фирме "Aero Vintage Ltd". В 1996 выкуплен Aero Vintage Ltd (Великобритания) для проведения реставрации. В 1999 перевезён в Канаду в Национальный авиационный Музей (Оттава). История восстановления, текущее состояние (англ.). Тогда в 1994 по этому поводу в Сафоново был скандал - не очень громкий, местного значения. Сейчас заменен другим Мессером модели F-4, который зачем то переделали под G-2. Немного худшего качества чем самолет Караганико.
"Убитый" немец в кабине истребителя Хорста - загримированный актер. На фюзеляже можно увидеть следы от пуль, они настоящие - оставлены еще 12 августа 1942 года летчиками 19-го ГвИАП (Curtiss P-40, Bell P-39) сбившими Хорста.
Можно с полной уверенностью сказать, что данный истребитель Хорста Карганико является самым дорогим и уникальным Bf-109 сохранившимся с времен войны.
Для съёмок фильма "Торпедоносцы" были использованы самолёты из фонда музея ВВС СФ в Сафоново. Первоначально планировалось использовать почти целый Ил-4 найденный несколькими годами ранее, но его передали для постамента в город Североморске, поэтому Ил-4, исполняющий главную роль, - это самолёт, собранный из четырёх, найденных по Кольскому полуострову. Центральную часть самолета обнаружили под Краснощельем, правую консоль доставили с места крушения Ил-4 под Луостари, левую консоль, стойки шасси и хвостовую часть поисковики нашли в районе Гремихи, а оборудование кабины и ее переднюю часть обнаружили под Мурманском. Двигатели АШ-82 взяли от Ли-2. Самолёт хоть и не взлетал, но ему оживили двигатели и он был способен перемещаться самостоятельно.На Ил-4 летал главный герой кинокартины Белобров, роль которого исполнил актер Родион Нахапетов, а подруливал на крылатой машине подполковник авиации и один из создателей музея Владлен Бондаренко. Аэродромные сцены фильма снимали в Сафоново-1. Эпизоды в клубе были сняты в ДОФе Авиагородка. Концерт снимали в ДОФе Североморска. Некоторые эпизоды (в том числе на причале) были сняты в Сафоново. После съёмок самолёт остался в ангаре как музейный экспонат. Второй Ил-4 сожгли во время съёмок. Ввиду отсутствия средств в 90-е годы, помещения музея пришли в негодное состояние. В 1998 году крыша ангара, построенного ещё пленными финнами, рухнула. Удар каркаса пришёлся именно по торпедоносцу. Ил был практически расплющен. Восстанавливали самолёт авиаторы Северного флота. Более двух лет Ил-4 доводили до выставочного уровня.
В основу сценария ленты, написанного Светланой Кармалитой и Алексеем Германом, были положены военные рассказы Юрия Германа и его неоконченная повесть "Здравствуйте, Мария Николаевна".
Постановщик картины Семен Аранович, по его собственному признанию, «давно мечтал снять фильм о морской авиации».
«Мы искали для своих героев-летчиков наиболее острую ситуацию», — рассказывал о работе над картиной Аранович. — «И потому заменили бомбардировщиков (так было в сценарии) на торпедоносцев.
В фильме использованы фрагменты документальных съемок воздушных боев морской авиации, а в финальной сцене показаны подлинные фотографии летчиков Северного флота.
«Все хроникальные материалы, которые мы получили, были многократно контратипированы», — рассказывал Ильин. — «По характеру изображения это была почти чистая графика. Надо было искать путь приближения к графике и цветного изображения. Возникла мысль — сохраняя цветность лица актера, все остальное увести в монохромное, почти черно-белое изображение. Были сделаны многочисленные пробы и, наконец, нашли способ, который дал возможность подойти к решению задачи: проявление до высокой гаммы, дополнительная засветка и специальная цветовая организация кадра».
В интервью японским журналистам Аранович сказал о своей картине: «"Торпедоносцы" — это история о советских камикадзе».
Прототипом одного из героев фильма стал Андрей Андреевич Баштырков — летчик-разведчик и торпедоносец, Герой Советского Союза (1943, посмертно). Баштрыков был на фронте с первого дня Великой Отечественной войны, с 1942 года воевал в составе 24 мтап ВВС СФ. Им было совершено 107 боевых вылетов, из которых 66 ночных.
О том, почему его имя не стоит в титрах картины, Алексей Герман рассказывал: «…Я был практически уволен с "Ленфильма". Поэтому-то моего имени нет в титрах ни "Торпедоносцев", ни других восьми сценариев, которые мы написали со Светланой».
Съемки "Торпедоносцев" шли параллельно с работой над другой картиной по произведениям Юрия Германа — "Мой друг Иван Лапшин". Андрей Болтнев, Алексей Жарков, Александр Филиппенко и Юрий Кузнецов снялись в обоих фильмах.
По отзывам многочисленных ветеранов Великой Отечественной войны - лётчиков, среди фильмов об авиации в войне фильм "Торпедоносцы" является наиболее приближенным к реальности.
Во время торпедной атаки в прицеле видна подводная лодка U101 за мгновение до поражения торпедой ,этого не могло быть в реальности , у U101 воевала в других местах в то время и была разделана на металл в 1943 году.
Показанный в фильме Ил-4Т был никудышным самолётом-торпедоносцем - статически неустойчивым и брал всего одну авиационную торпеду. (В 1937-1941 годах в СССР освоили производство авиационных вариантов итальянской 45-см торпеды под советскими маркировками 45-36И, 45-36АН, 45-36АВА. Все торпеды, которые были использованысоветскими надводными кораблями и торпедными катерами, подводными лодками и самолётами-торпедоносцами в ходе Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах – это торпеды итальянского происхождения, кроме незначительного количества 45-см торпед царских времён 45-12 образца 1912 года и 45-15 образца 1915 года.) Концовка фильма нереалистична - такой результативности в одном воздушном ударе по надводным кораблям и судам противника никогда не достигалось за всю войну, даже близко...