Фильм "Чапаев" Сталин считал самым лучшим в СССР, и просмотрел его больше 30 раз. В некоторых кинотеатрах "Чапаева" показывали несколько месяцев, в кинотеатре "Сатурн" он шел ежедневно в течении 2-х лет. Сценарий основывался на воспоминаниях ветеранов-чапаевцев. Сам фильм сделал Чапаева легендой Гражданской войны, разобрав его на анекдоты и цитаты. Автор романа на котором базировался сценарий к фильму по сути описал личные воспоминания от встречи с Василием Чапаевым, и его киногерой Дмитрий Фурманов один из главных в фильме. Сюжет картины строится на последних днях жизни Чапаева. Февраль 1919 года, идут ожесточенные бои Красной Армии с войсками белых на Урале. 25-й дивизия, которой командует Василий Иванович Чапаев, совершает прорыв в тыл белогвардейцев в районе города Лбищенска. Убедившись, что серьезных стычек с противником в ближайшее время не предвидится, он дает бойцам возможность отдохнуть, а сам решает осмотреться и спланировать дальнейшие действия. В это время в дивизию прибывает новый комиссар Дмитрий Фурманов, между ними возникает конфликт - Фурманов распалагает такими же полномочиями что и Чапаев.
Год: 1934 Страна: СССР Режиссер: Георгий Васильев, Сергей Васильев Жанры Фильма: драма, военный, биография, история В ролях снимались:
Борис Бабочкин Леонид Кмит Варвара Мясникова Борис Блинов Илларион Певцов Степан Шкурат Вячеслав Волков Николай Симонов Борис Чирков Эмиль Галь
Занимательные факты о фильме:
На крупных планах фильма Борис Бабочкин скачет не на коне, а на табуретке.
На роль Чапаева братья Васильевы хотели утвердить другого актёра, и на этот счёт существует несколько версий. Сам Бабочкин должен был сыграть Петьку, но актёр в мини-этюдах показал режиссёрам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своём соответствии роли без внешнего сходства с Чапаевым.
Афиш к новому фильму не было, только рукописные объявления, так как съёмки фильма и его монтаж были закончены всего за две недели до премьеры и афиши просто не успели подготовить.
Возможным прототипом Анки-пулемётчицы была уроженка города Красный Кут Саратовской губернии, санитарка (по другим данным боец разведывательного взвода) 25-й стрелковой дивизии (впоследствии Чапаевской) Мария Попова. Анной это персонаж был назван в честь Анны Никитичны Фурмановой, жены писателя.
Одна из центральных сцен фильма — «психическая атака» каппелевцев — едва не была вырезана по требованию цензоров, решивших, что этот эпизод «героизирует» белогвардейцев. Спасти сцену, которая сегодня считается классической и вошла в сокровищницу мирового кино, помогли высшие военные руководители страны — Климент Ворошилов и Семен Буденный.
За первый год проката фильм посмотрело более 30 млн. зрителей.
Летом 1932-ого ими был написан сценарий, и подана творческая заявка на постановку звукового фильма. Но студия не хотела запускать его в производство. Предлагали снимать немую короткометражку. Но режиссёрский дуэт стоял на своём, и в итоге добился успеха. «Ленфильм» выделил постановщикам деньги на большую, звуковую картину. К работе Васильевы подошли основательно. Ездили по местам боевой славы комдива, опрашивали бывших его подчинённых, а так же казаков служивших тогда в Белой Гвардии и воевавших с красноармейцами «Чапая». Создателей интересовало всё: как герой ругался, как радовался, как говорил -через «А» или «О», пил ли он водку, курил ли табак и прочее. Понимая что успех будущего фильма зависит от точного выбора актёра на главную роль, режиссёры просматривали десятки фактурных артистов. Среди них был даже известный актёр театра и немого кино -Николай Баталов. Но всё было не то. Пока однажды они не встретились с опытным театральным актёром Борисом Бабочкиным, который и сыграл главную роль.
Фильм был озвучен и смонтирован к осени 1934-ого. На киностудии его начальство приняло довольно прохладно. Судьбу ленты решил просмотр в Кремле. Картину братьев Васильевых высоко оценили маршалы Советского Союза и полководцы Гражданской Войны -Будённый и Ворошилов, а так же другие генералы Красной Армии. И премьера «Чапаева» состоялась в ноябре того же года. На первом сеансе в кинотеатре «Титан» публика на титрах устроила овацию стоя! Слава картины родилась немедленно и росла как снежный ком. Газеты и журналы писали о небывалом успехе ленты. Появились восторженные отзывы писателей, учёных, военных и политических деятелей. Картину отметил лично Сталин!
Картина с успехом шла и в США и во Франции, где позже, получила приз Парижской Всемирной Выставки. Так же с восторгом приняли фильм и в Испании.
Братья Васильевы, опасаясь слишком пессимистического финала фильма, сняли ещё два варианта концовки, а с началом ВОВ еще третий:
По Лбищенску маршируют войска красных. Раненые Анка и Петька проезжают мимо, на их лицах радость, за кадром звучат слова Чапаева: «Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди».
Снимался на родине Сталина, в городе Гори. В кадре — красивый яблоневый сад, в котором Анка играет с детьми. К ним подходит Петька, он уже возглавляет стрелковую дивизию. За кадром голос Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!».
Кроме того, во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик «Чапаев с нами». В нём Чапаев доплывает-таки до противоположного берега, где красноармейцы пеняют ему: «Заждались тебя тут!». После этого Василий Иванович произносит речь с призывом бить врага (фашистов) по его примеру.
Советские мальчишки бегали от кинотеатра к кинотеатру, и спрашивали: -«У вас идёт „Чапаев"? „-У нас"». -«Тонет?» -«Тонет». -«Значит это не здесь. Идём, ребята. Есть где то такое кино, где он не тонет!»
Картина Чапаев удостоена многих призов и премий: «Лучший фильм на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США (National Board of Review) в 1935 году, Гран-при Всемирной парижской выставки в 1937 году, Бронзовая медаль на кинофестивале в Венеции в 1946 году и другие. В 1941 году создатели фильма — режиссеры Георгий Васильев и Сергей Васильев, исполнитель главной роли Борис Бабочкин — стали лауреатами Сталинской премии I степени. В 1978 году по результатам опроса ведущих кинокритиков и искусствоведов лента Чапаев вошла в сотню лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа.