6.40
Фильм про подвиг работников крупного авиационного завода развернувшего серийный выпуск штурмовиков Ил-2 сразу после эвакуации за Волгу. Прообразом стал авиационный завод № 18, эвакуированный в 1941 из Воронежа в Куйбышев.
Конец декабря 1941, на собрании главных специалистов завода Главный инженер Сергей Кириллов зачитывает срочную телеграмму от самого Сталина. В ней говорится, что штурмовики Ил-2 нужны Красной армии как хлеб и воздух. Нужно сделать невозможное - к концу декабря (за неделю) 1941 довести производство Ил-2 до трех штук в сутки. Сейчас завод еле успевает делать один самолет в день. Не хватает помещений и 8000 рабочих рук, которые тут же решают искать по деревням. В производственных цехах работа кипит и днем и ночью. Надо ли говорить, что от такой спешки резко падает качество производства - негативные отзывы с фронта не заставляют себя долго ждать.
Год: 1980 Страна: СССР Режиссер: Евгений Матвеев Жанры Фильма: драма, военный В ролях снимались: Евгений Матвеев Валерия Заклунная Людмила Гурченко Николай Крючков Владимир Самойлов Петр Чернов Геннадий Юхтин Евгений Киндинов Евгений Лазарев Лев Борисов
Занимательные факты о фильме:
- Первый фильм, которому была устроена Всесоюзная премьера. Лидер проката (1981, 2 место) — 43.3 млн зрителей.
- Прообразом для сюжета фильма стал авиационный завод № 18, эвакуированный в 1941 из Воронежа в Куйбышев и там в кратчайшие сроки развернувший серийный выпуск штурмовиков Ил-2.
Евгению Матвееву (главный герой и режиссер фильма) при утверждении сценария пришлось серьёзно побороться за некоторые эпизоды, которые цензура не хотела пропускать: арест Кириллова и обвинение в шпионаже, конфликт директора с заместителем по кадрам Матейкиным, который намекает, что на эту должность его не Кириллов назначал (читай - прислали соответствующие Органы), попытки Матейкина подводить любое событие на заводе под понятие вредительства (кража каустической соды), дело по обвинению подростка-слесаря во вредительстве. Отстоять это всё же удалось, и в этом заслуга Евгения Матвеева. Ну не принято было в советском кино того времени рассказывать о том, чем частенько занимались органы госбезопасности на военных заводах. И то, что хоть так об этом сказали - уже заслуживает уважения.
- В первых кадрах фильма Лунин вычерчивает от руки проекции и разрезы двухместного Ил-2, но рисует он отнюдь не машину 1940 года, а уже тот вариант компоновки кабины, который запустили в серию в 1942-м, то есть созданный вынужденно, без защиты стрелка. А на рисунке общего вида заметно, что самолёт имеет даже стреловидные консоли, то есть это вообще вариант, пошедший в серию, со второй половины 1943 года.
- Часть съемок фильма происходила в Воронеже: бегство людей через понтонный мост снимали у села Семилуки (пара километров на запад от Воронежа); первые взлеты Ил-2 в одноместном и двухместном варианте сняты на аэродроме воронежского авиазавода (ныне ОАО «ВАСО»); сборочный цех до эвакуации — цех по производству длинномерных деталей самолетов, сборочный цех в эвакуации — современный сборочный цех авиазавода завода; сцены погрузки оборудования на поезда — рядом с «почтовым» цехом ОАО «ВАСО»; сцена с Гурченко на мосту снята на Вогрэсовском мосту, на фоне городской ТЭЦ «ВОГРЕЭС».
|