Фильм посвящен мужеству и стойкости ленинградцев в трудные дни блокады Ленинграда 1941-1944 годов.Одно из немногих кинопроизведений советского периода, где достаточно
подробно отражены неудачи первых месяцев войны и неспособность Климента
Ефремовича Ворошилова организовать оборону города…
Киноэпопея посвящёна мужеству и стойкости, проявленным советскими людьми в тяжёлые дни обороны и блокады Ленинграда в 1941—1942 годах. Сюжет киноэпопеи повествует историю того, как простые ленинградцы пережили блокаду и как Ставкой Верховного Главнокомандования была организована оборона города.
«Блокада» — советская художественная киноэпопея о Великой Отечественной
войне, состоящая из четырёх фильмов и снятая в 1973—1977 годах по
одноимённому роману Александра Чаковского режиссёром Михаилом Ершовым.
Первые 2 фильма (1974 год) вышли на экраны 17 февраля 1975 года, 3 и 4
фильмы (1977 год) - 24 апреля 1978 года. Удачен в картине образ
Жукова в исполнении неизменного Ульянова — пожалуй, тут достигнута
та степень жесткости и грубости полководца, которая смягчена в фильмах
Озерова.
Фильм 1-й: «Лужский рубеж»
Фильм 2-й: «Пулковский меридиан»
Фильм 3-й: «Ленинградский метроном»
Фильм 4-й: «Операция «Искра»»
Год: 1974-1977 Страна: СССР Режиссер: Михаил Ершов Жанры Фильма: драма, военный В ролях снимались:
Юрий Соломин Евгений Лебедев Ирина Акулова Лев Золотухин Владислав Стржельчик Михаил Ульянов Даниил Сагал Борис Горбатов Сергей Харченко Георгий Гегечкори
Занимательные факты о фильме:
Съёмки четырёхсерийного фильма продолжались семь лет.
52 минуты хроники сняты блокадными операторами, включая таких знаменитых, как Наум Голод, Роман Кармен, Ефим Учитель. Режиссёрское вмешательство в хронику минимально: её сопровождает записанная в наши дни шумовая фонограмма — скрип снега, звонок трамвая, треск пожарищ, шаги патруля, гудок автомобиля и так далее.
Ленинградцы посчитали святым долгом участвовать в массовке, в кадрах где показано строительство укреплений на подступах к городу летом 1941 года,и как и 30 лет назад всё взрослое население Ленинграда рыло окопы.
При съёмках фильма сожгли последний имеющийся в СССР троллейбус ЯТБ-1.
В картине показывается наступление немецко-фашистской армии 1941 года, в котором принимают участие самодельные танки-монстры, башня и орудие которых "стилизованы" под Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 (производившиеся с марта 1942), а ходовая часть несколько похожа на «Тигр», впервые пошедшие в бой действительно под Ленинградом, но в августе(29) 1942 года (именно "пошедшие" в бой 29.08.1942, ибо тогда до боевых позиций из-за поломок не дошли 3 из 4 выгруженных на станции Мга машин; вторая попытка боевого применения была предпринята 22, а по другим данным - 21 сентября 1942 года, и ещё менее успешно - здесь помимо неисправностей, имел место захват танка для изучения советскими специалистами, а реальное боевое применение началось только в январе 1943 г. При этом в фильме есть кадры хроники с реальными немецкими танками начала войны, не способными вести равный бой с Т-34 и КВ.
Немецкие солдаты ездят на советских послевоенных мотоциклах К-750.
Вместо бронеавтомобиля Sd.Kfz.247 Ausf.A снимался советский послевоенный БТР-152.
В первой и второй сериях в обороне Ленинграда принимают участие танки ИС-3 вместо КВ-1.
В третьей и четвёртой частях фильма принимают участе танки Т-44 вместо Т-34.
В одной из серий в кадр попадает здание Кунсткамеры (где находится музей антропологии и этнографии), на котором видна его башня с вышкой. Но в 1941 году башня была ещё без вышки (кстати, там находился наблюдательный пункт). В таком виде здание простояло почти 200 лет. Лишь после войны (в 1949 году) при реконструкции здания вышка была восстановлена
В первой серии в одном из кадров фигурирует Ростральная колонна и рядом заметны троллейбусные провода. Но в 1941 году троллейбусной линии через стрелку Васильевского острова ещё не было. Тогда в центре Ленинграда с проспекта 25 Октября (так в то время назывался Невский проспект) все троллейбусы сворачивали на ул. Гоголя и по ней, а затем по бульвару Профсоюзов следовали до площади Труда. А по Дворцовому мосту и далее через стрелку Васильевского острова на Петроградскую сторону троллейбусы пошли уже в послевоенное время.