Сюжет этого фильма — хрупкий, нежный, тонкий, как пух, как воздух, как стеклянный шарик. Такой же и мальчик Женя — вечный ребенок восемнадцати лет на войне. Война, 1944 год. Солдат Женя Колышкин - хрупкий интеллигент с Арбата - сплошное недоразумение в военных буднях. Женя — чудак, мечтатель, рыцарь и просто рассеянный тип, периодически подвергающийся насмешкам и тычкам со стороны старших и по званию, и по возрасту и просто по жизни. Женечка — девушка-связистка, то и дело отбивающаяся от назойливых поклонников. «Катюша» — знаменитое ракетное оружие Великой Отечественной, на финальном этапе которой и разворачиваются события.
Женя впутывается в ряд невероятных историй - проводит Новый год у немцев
на передовой, попадает в санчасть вовсе не из за ранения , а из за
нелепого случая с ящиком, не рассчитав "сил" напивается и безобразничает во время проверки. Великолепная игра Олега Даля.
Идёт 1944 г. Красная Армия наступает, настроение в воинских рядах приподнятое. Все только и думают, как они разобьют врага в Берлине и вернутся домой. В частях Красной Армии присутствует один очень забавный, бравый боец Женя Колышкин (роль Олега Даля) который, не обращает внимание на войну, на то, что везде стреляют и в каждый момент можно умереть. Он живёт в своём фантастическом мире, построенном на прочитанных книгах ещё до войны дома на Арбате. Бывалые бойцы над ним подтрунивают, однако он на это не обращает внимания. Женечка умудряется влюбится в связистку полка "катюш" - Женечку Земляникину (роль Галины Фигловской), которая обладает очень непростым характером. Именно так, не взирая на тяжёлое время войны и нависающую смерть, Женечка идёт к победе в Берлин, где ему суждено стать участником одного нелепого события.
Год: 1967 Страна: СССР Режиссер: Владимир Мотыль Жанры Фильма: мелодрама, комедия, военный В ролях снимались:
Олег Даль Галина Фигловская Михаил Кокшенов Павел Морозенко Георгий Штиль Марк Бернес Адольф Ильин Любовь Малиновская Владимир Федоров Нелли Гуцол-Ильина
Занимательные факты о фильме:
История, когда советский солдат, заблудившись с посылкой, попал к немцам под Новый год, была заимствована из фронтовых газет. В отличие от Жени Колышкина, солдат скрыл, что был в расположении врага, и это открылось только к концу войны.
Немцев играли студенты Ленинградского университета из ГДР.
Сцена на Балтике, где Земляникина и Колышкин разминулись в нескольких шагах, так и не встретившись, пришла к режиссёру из личной трагедии, пережитой в детстве.
Провалив первые и вторые пробы из-за проблем с алкоголем, Даль чуть было не потерял роль, так как «Ленфильм» был против его утверждения именно по этим причинам.
Даль, в отличие от своего робкого персонажа, всячески подтрунивал над Фигловской, не упуская случая назвать её «Фигой».
Кокшенов (Захар Косых) отчасти выступил редактором своей роли: актёр любил ходить в пивнушки и слушать народную речь, которую потом использовал для создания своего персонажа.
Идея сценария фильма появилась у Владимира Мотыля после прочтения повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Юмор и сюжет повести натолкнули Мотыля на идею сюжета о школьнике-интеллигенте, который попадает на войну, и всё у него невпопад. Имея около 25 листов сценария, Мотыль отправился в Ленинград, на встречу с Булатом Окуджавой. Тот поначалу отказался, мотивируя тем, что сценарий уже готов, и его участие не требуется, но Мотыль сумел убедить поэта стать соавтором. Диалог для сцены, когда Захар Косых слышит разговор Жени и Женечки по телефону и принимает его на свой счет, был полностью написан Окуджавой. Решение о гибели Земляникиной принял Мотыль, причём, уже во время съёмок: тем самым режиссёр хотел показать уродства войны.
Главная тема фильма — «Капли датского короля» - была основана на стихотворении Булата Окуджавы. Музыку же написал композитор Исаак Шварц, который впоследствии не раз работал с Владимиром Мотылём, в частности, выступив композитором к фильмам «Белое солнце пустыни».
Съёмки фильма проходили в основном в Калининграде и Калининградской области, некоторые эпизоды были сняты во Всеволожске Ленинградской области. Режиссёр старался не фокусироваться на батальных сценах, считая более важным проникнуть во внутренний мир героев.
Ракетные части, принимавшие участие в фильме, использовались ограниченно в силу своей секретности. По приказу командования, машины выдвигались в заданный квадрат и после съёмки сцены перемещались на засекреченные позиции.
В перерывах между съёмками Олег Даль, Павел Морозенко и Михаил Кокшенов ходили по городу в военной форме образца 1941 года, в результате чего местное население часто принимало их за солдат срочной службы. Во время одного из походов на рынок актёры выпили и отправились отдыхать на берег речки Преголи. Увидев жёлтую ракету, сигнализировавшую о начале съёмок, актёры проигнорировали сигнал, в результате чего Владимир Мотыль «наказал» их, заставив много раз «переснимать» дубль, не сказав, что камера всё время была выключена.
Ездившие на «Виллисе» в полном обмундировании (включая автоматы) Даль и Кокшенов неоднократно привлекали внимание военного патруля. На вопросы военных актёры отвечали, называя несуществующие и абсурдные войска, как «Отдельная часть железнодорожного флота» или «Морская кавалерия». Однажды Кокшенов сымитировал погоню за Далем с криками и стрельбой в воздух, в результате чего решившие помочь местные жители едва не травмировали «беглеца». Олег Даль попал в милицию на пятнадцать суток «за хулиганство».
Несмотря на успех у зрителя, фильм оказал отрицательное влияние на карьеру самого Мотыля, который фактически попал под запрет как режиссёр.