Военная хроника
Зарегистрируйтесь / авторизуйтесь на сайте, чтобы не видеть рекламные блоки.

Первые бронеавтомобили Великой Отечественной войны. Зачем им двойные колеса? (Максим Коломиец, 2021)
[Главная][Великая отечественная война]Первые бронеавтомобили Великой Отечественной войны. Зачем им двойные колеса? (Максим Коломиец, 2021)
  Рейтинг материала: 5.0   Голосов: 3

До войны не было ничего, что то брали за границей, копировали, делали почти кустарными методами по опыту гражданской войны. В декабре 1929 года было создано опытно-конструкторское бюро Управления механизации и моторизации РККА при Ижорском заводе, под руководством Николая Ивановича Дыренкова и по его же настоянию. Дыренков имел за спиной 4 класса ремесленной школы (столярка + чистописание), однако конструкторское чутье у него было отличное, как вспоминают очевидцы: амбициозный, с рыжей бородкой, всем "тыкал", мог подойти к чертежу и потребовать дорисовать балку (рассчитали, действительно - это линия наивысших напряжений, балка нужна), тогда такие люди были на подъеме.
В 1929 году он предложил танк собственной конструкции Д-4, который мог ездить на колесах, на гусеницах, на железной дороге и плавать - только не летал. Под этот танк и было создано КБ.
Дыренков отметился почти в 50 проектах собственной разработки, но нам прежде всего интересен его проект бронеавтомобиля Д-13 от 1931 года, на базе грузовиков "Форд-Тимкен" (в документах идет как "Собачий ящик") и Д-9 на базе тяжелых 6-тонных американках "Moreland". На каждом образце были башенки с пулеметом Дегтярева и 37-мм пушкой.
Д-13 Дыренков продавил и 10 штук было собрано для испытаний в армии. Так же из этой серии были броневики Д-8 и Д-12 на базе "Форда-А", причем есть легенда о появлении опытного образца Д-8, будто бы Дыренков собрал его за один день. Д-8 и Д-12 выпустили малой серией в 60 штук, из них 45 дожили до 1941 года и даже поучаствовали в войне, один числился на ленинградском фронте еще в 1942 году. Два захватили финны в 1940.
История Дыренкова закончилась внезапно, комиссия приехала исследовать создаваемый им танк, увидела бардак и кучу недостроя, Дыренков же в это время варил бронелисты в Мариуполе. Конструктору-ремесленнику вписали бестолковую растрату 1 млн. рублей и разорвали с ним все проекты. Причем его гарантии о постройке опытного танка значились как "Под большой палец", буквально.

В 1932 году на Ижорском заводе сделали свой броневик БАИ на базе "Форд-Тимкен", ему отрезали сзади раму на 40 сантиметров, по бокам прицепили крутящиеся запасные колеса. У машины был один серьезный недостаток - водитель сидел в 50-градусной бане, горячий воздух от двигателя бил ему прямо в лицо и всё было насколько разогрето, что водитель не мог даже держаться за верхнюю часть руля.

Одновременно с созданием автомобилестроительной отрасли в СССР началось проектирование и создание бронированных автомобилей для Красной Армии. Перед войной в СССР на базе автомобилей АМО, М-1, ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и др. были разработаны бронеавтомобили с противопульным и противоосколочным бронированием. С начала 30-х они участвовали во всех вооруженных конфликтах, в которые была вовлечена страна. Кандидат исторических наук Максим Коломиец рассказывает, как создавались бронеавтомобили, каково было в них воевать и как они применялись на фронтах Великой Отечественной войны.




Категория: Великая отечественная война | Добавлено:Суббота 30.01.2021 19:05 | Просмотров: 2538
Теги: TacticMedia, Разработка, Великая Отечественная Война, до войны, Эксперименты, Максим Коломиец
Зарегистрируйтесь / авторизуйтесь на сайте, чтобы не видеть рекламные блоки.

Похожие материалы:
avatar