Первые бронеавтомобили Великой Отечественной войны. Зачем им двойные колеса? (Максим Коломиец, 2021) |
[Главная] › [Великая отечественная война] › Первые бронеавтомобили Великой Отечественной войны. Зачем им двойные колеса? (Максим Коломиец, 2021) | |
Рейтинг материала: 5.0 Голосов: 4 |
|
До
войны не было ничего, что то брали за границей, копировали, делали
почти кустарными методами по опыту гражданской войны. В декабре 1929
года было создано опытно-конструкторское бюро Управления механизации и
моторизации РККА при Ижорском заводе, под руководством Николая Ивановича
Дыренкова и по его же настоянию. Дыренков имел за спиной 4 класса
ремесленной школы (столярка + чистописание), однако конструкторское
чутье у него было отличное, как вспоминают очевидцы: амбициозный, с
рыжей бородкой, всем "тыкал", мог подойти к чертежу и потребовать
дорисовать балку (рассчитали, действительно - это линия наивысших
напряжений, балка нужна), тогда такие люди были на подъеме.
В
1929 году он предложил танк собственной конструкции Д-4, который мог
ездить на колесах, на гусеницах, на железной дороге и плавать - только
не летал. Под этот танк и было создано КБ. Дыренков
отметился почти в 50 проектах собственной разработки, но нам прежде
всего интересен его проект бронеавтомобиля Д-13 от 1931 года, на базе
грузовиков "Форд-Тимкен" (в документах идет как "Собачий ящик") и Д-9 на
базе тяжелых 6-тонных американках "Moreland". На каждом образце были
башенки с пулеметом Дегтярева и 37-мм пушкой. Д-13
Дыренков продавил и 10 штук было собрано для испытаний в армии. Так же
из этой серии были броневики Д-8 и Д-12 на базе "Форда-А", причем есть
легенда о появлении опытного образца Д-8, будто бы Дыренков собрал его
за один день. Д-8 и Д-12 выпустили малой серией в 60 штук, из них 45
дожили до 1941 года и даже поучаствовали в войне, один числился на
ленинградском фронте еще в 1942 году. Два захватили финны в 1940. История
Дыренкова закончилась внезапно, комиссия приехала исследовать
создаваемый им танк, увидела бардак и кучу недостроя, Дыренков же в это
время варил бронелисты в Мариуполе. Конструктору-ремесленнику вписали
бестолковую растрату 1 млн. рублей и разорвали с ним все проекты. Причем
его гарантии о постройке опытного танка значились как "Под большой
палец", буквально.В 1932 году на Ижорском заводе
сделали свой броневик БАИ на базе "Форд-Тимкен", ему отрезали сзади
раму на 40 сантиметров, по бокам прицепили крутящиеся запасные колеса. У
машины был один серьезный недостаток - водитель сидел в 50-градусной
бане, горячий воздух от двигателя бил ему прямо в лицо и всё было
насколько разогрето, что водитель не мог даже держаться за верхнюю часть
руля. Одновременно с созданием автомобилестроительной отрасли в СССР
началось проектирование и создание бронированных автомобилей для Красной
Армии. Перед войной в СССР на базе автомобилей АМО, М-1, ГАЗ-ААА, ЗИС-6
и др. были разработаны бронеавтомобили с противопульным и
противоосколочным бронированием. С начала 30-х они участвовали во всех
вооруженных конфликтах, в которые была вовлечена страна. Кандидат
исторических наук Максим Коломиец рассказывает, как создавались
бронеавтомобили, каково было в них воевать и как они применялись на
фронтах Великой Отечественной войны.
|
|
Категория: Великая отечественная война | Добавлено:Суббота 30.01.2021 19:05 | Просмотров: 4177 | |
|